Расположено на территории Александро-Невской лавры. Станция метро — Площадь Александра Невского. Музей-некрополь мастеров искусств века, в составе Государственного музея городской скульптуры (с 1932 года).
Расположено на территории Александро-Невской лавры. Станция метро — Площадь Александра Невского. Музей-некрополь мастеров искусств века, в составе Государственного музея городской скульптуры (с 1932 года).
Действительный член академии художеств СССР. Народный художник РСФСР. Профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Работал главным образом в батальном жанре, мастер исторических полотен. Первые фронтовые зарисовки в годы Первой мировой войны были опубликованы в петроградских журналах «Нива» и «Солнце России». Многие картины построены как многофигурные композиции по героико-историческим принципам. В основном творчество посвящено знаменательным российским событиям и временам гражданской войны. Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 1920-х годов.
Русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов (1888). Композитор, балалаечник-виртуоз. Являлся членом Русского Собрания и Всероссийского Национального Клуба.
Служил в Мариинском театре с 1909 по 1948 год. Во время войны был артистом фронтовой бригады. Народный артист РСФСР (1934). Народный артист СССР (1939). Награждён орденом Ленина (1939).
Русский композитор, пианист и дирижёр, педагог. Профессор Московской консерватории, управляющий придворной певческой капеллой в Петербурге. Автор ряда теоретических трудов и учебников, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии» и «Руководства к изучению формы инструментальной и вокальной музыки». Среди учеников Аренского: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Рейнгольд Глиэр, Георгий Конюс, Арсений Корещенко. Сочинил 57 романсов для голоса и фортепиано, а так же оперы: «Сон на Волге», «Рафаэль», «Наль и Дамаянти».
Русский хоровой дирижёр и композитор. Заслуженный артист РСФСР (1921). В практике церковного пения сделал нововведения, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса. Написал две оригинальные литургии, всенощную и около 80 небольших сочинений, в том числе 11 Херувимских песен, 10 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо «причастных стихов». В 2002 году его имя было присвоено Пензенскому музыкальному училищу.
Российская театральная актриса императорского Александринского театра. Прах и памятник были перенесены со Смоленского кладбища в Некрополь мастеров искусств в 1936 году, памятник был разрушен во время одной из бомбёжек в 1943 году. Памятник воссоздан с небольшими изменениями в 1955 году. О короткой и трагической жизни актрисы, был снят художественный фильм «Зелёная карета» (1967-режиссёр Я.Б.Фрид).
Русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки». Его именем названы школы, колледжи, улицы и площади во многих городах России. Основные произведения: «Король Лир» (Музыка к трагедии Шекспира). Увертюра на темы трех русских песен. Увертюра на тему испанского марша. «В Чехии» (симфоническая поэма на три чешские народные песни). «1000 лет» («Русь»). Симфоническая поэма «Тамара».
Российский промышленник, крупный винный откупщик, владелец чугуноплавильных и железоделательных заводов, судовладелец, создатель Сормовского завода, золотопромышленник. В 1858 году совместно с купцом Василием Рукавишниковым создал Амурскую компанию. Стал первым добывать в Амурской области золото. Организатор и владелец крупной золотодобывающей Верхнеамурской компании, которая просуществовала вплоть до установления советской власти. Основал фонды благотворительности нуждающимся учащимся Петербургских мужских гимназий. Опекал детей, осужденных за мелкие преступления, создав несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов.
Русский художник-маринист. Внук писателя А. Н. Радищева. Написал серию картин по истории флота Петра Великого. Создал атлас берегов Финского залива. В 1871 году написал для православной церкви в Париже несколько фресок.
Русский композитор, учёный — химик и медик. Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма. С 1864 года Бородин — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, с 1877 года — академик Медико-хирургической академии. С 1883 — почётный член Общества русских врачей. Именем Бородина названы: Государственный квартет, улицы во многих населённых пунктах России и других государств, симфонический оркестр Центрального Дома Ученых РАН, санаторий в Солигаличе Костромской области, самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот. Оперы: Богатыри (1868), Млада (совместно с другими композиторами, 1872), Князь Игорь (1869—1887), Царская невеста (1867—1868) и многие другие произведения.
Композитор, первый директор придворной певческой капеллы. Сочинял духовную и светскую музыку — оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли. Автор произведений: «Креонт» (1776), «Алкид» (1778), «Квинт Фабий» (1779), «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая стратоника» (1787). Является автором духовного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе», на слова поэта М.М.Хераскова. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, это произведение считалось неофициальным государственным гимном России.
Русский врач и коллекционер, старший сын Сергея Петровича Боткина. Был лейб-медиком Императорской семьи.
Русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля. В 1849 году был назначен хранителем картинной галереи Эрмитажа, дважды был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения коллекции музея.
Русский живописец, ученик Д.Левицкого и С.Щукина в Петербургской Академии художеств. Служил в Эрмитаже хранителем рисунков и эстампов. В 1831 был удостоен звания профессора 2-й степени, годом позже — профессора 1-й степени, в 1834- заслуженного профессора. Работы: «Портрет президента Академии художеств А.С.Строганова» (1814), «Портрет президента академии художеств А.Н.Оленина» (1824), «Пейзаж в окрестностях Рима» (1809), «Портрет М. М. Сперанского» (1824), «Автопортрет с палитрой и кистями в руке».
Русский артист оперы (бас). Сын протоиерея. Окончил духовное Александро-Невское училище, пел в церковном хоре, одновременно со службой в синодской канцелярии, куда поступил в 1845 году. С 1856 года на протяжении 25 лет пел на сцене Петербургского оперного театра. Являлся одним из первых и главных основателей ссудо-сберегательной кассы при Императорских театрах, помогавшей в течение многих лет артистам.
Русский виолончелист. С 1877 года — первая виолончель в оркестре Итальянской оперы в Санкт-Петербурге. В 1882-1885 гг. В оркестре Мариинского театра. Концертировал как солист и в составе камерных ансамблей. С 1887 года преподавал в Санкт-Петербургской консерватории, с 1890 года — профессор.
Русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. Произведения: Колесница Славы и рельеф «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот в Москве (1829-1834); фонтан на Театральной площади в Москве (1835), фонтан на Лубянской площади в Москве (1835), рельефы «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий Далматский» на южном и западном фронтонах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1841—1843), бронзовая статуя Павла I в Гатчине (копия в Павловске), бюст Великого князя Михаила Павловича (1848), и другие.
Русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Первый председатель Русского исторического общества (1866), действительный член Академии Российской (1839), ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841). Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина. Награды: Орден Святого Владимира 4-й степени с бантом (1812), Орден Святой Анны 2-й степени с императорской короной (1837), Орден Святого Станислава 1-й степени (1848), Орден Святой Анны 1-й степени (1856), Орден Белого Орла (1865), Орден Святого Александра Невского (1877).
Русский скульптор, профессор художественных мастерских (1918). Создал памятники Н.В.Гоголю (Сорочинцы), И.К.Айвазовскому (Феодосия), А.С.Пушкину (Екатеринославль). В советское время участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды. Создал в Ленинграде памятники Г.В.Плеханову и Д.И.Менделееву.
Русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928 — её директор. Народный артист Республики (1922). Член Шведской королевской музыкальной академии (1928). Старший брат русского энтомолога и путешественника — Дмитрия Глазунова. (Был похоронен во Франции, перезахоронен в 1972 году).
Русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. По выражению В. В. Стасова, «Пушкин и Глинка создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».
Русский поэт, наиболее известный как переводчик на русский язык «Илиады» Гомера.
Русский прозаик, мемуарист, актёр, зачинатель литературно-сценического жанра устного рассказа. С 1856 года был включён в труппу Александринского театра в Петербурге, где и числился до самого конца жизни. Так же был историком Русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIII—XIX веков. Являлся большим поклонником алкогольного напитка лампопо. Он не только посвятил ему несколько произведений, но даже основал и возглавил «Общество лампопистов». Мало того, благодаря Горбунову в Московских трактирах даже стали подавать лампопо по особому рецепту — «лампопо по-горбуновски». И.Ф.Горбунов изображён в образе шута на картине Константина Маковского «Смерть Ивана Грозного» (1888).
Актёр Александринского театра. Известен главным образом как автор свыше 70 комедий и водевилей: «Комедия с дядюшкой» (1841), «Андрей Степанович Бука» (1847) и другие. Особый успех имел водевиль «Дочь русского актера» (Александрийский театр, 1844).
Русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений. Оперы: «Эсмеральда» (1841), «Торжество Вакха» (1848), «Русалка» (1856), «Мазепа» (1860), «Рогдана» (1867), «Каменный гость» (1869) и многие другие произведения.
Русский скульптор. Его монументальные произведения образуют ансамблевое единство с такими классицистическими доминантами Петербурга, как Казанский собор, арка Главного штаба, Нарвские ворота. Учился в Академии художеств у М. И. Козловского. Для Казанского собора исполнил статую Андрея Первозванного, для здания Горного института создал группу «Похищение Прозерпины Плутоном». Так же известны следующие работы скульптора: памятник фельдмаршалу Барклаю-де-Толли в Тарту, бронзовые быки на входе Ленинградского мясокомбината, скульптуры рыцарей и русских витязей в Александровском парке Царского Села, медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.
Первый профессор гигиены, как самостоятельного предмета в медико-хирургической академии. Выдающийся общественный деятель. В 1874 году основал и возглавил первый в России научно-популярный гигиенический журнал «Здоровье». В городе Дятьково, на родине А. П. Доброславина, его именем назван проспект. Автор около 90 работ, в том числе: Гигиена. Курс общественного здравоохранения, Курс военной гигиены, О канализации городов, Очерк основ санитарной деятельности.
Русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. К наиболее значительным произведениям писателя относятся романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы», которые включены в список 100 лучших книг Норвежского книжного клуба 2002 года. Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.
Российский и советский оперный певец (драматический тенор). Педагог. Народный артист СССР (1938). С 1895 по 1929 год — солист Мариинского театра. С 1915 года преподавал в Петроградской консерватории. Один из создателей Оперной студии при ней, где поставил ряд спектаклей.
Русский художник, академик, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма. Автор полотна «Явление Христа народу».
Русский чиновник, баснописец, издатель и публицист. В 1822-1824 годах председатель Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
Российский актёр-трагик. Дебютировал в 1820 году, в Петербургском Большом театре. Являлся автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке.
Русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург. Известные работы: Скульптурные композиции на Аничковом мосту, памятник Крылову, памятник князю Владимиру, памятник Николаю I. Совместно с другими, работал над скульптурами храма Христа Спасителя.
Знаменитая русская актриса начала XX века. Имя Комиссаржевской носит Академический драматический театр в Санкт-Петербурге. В Уссурийске Приморского края её именем назван драматический театр, в котором Вера Фёдоровна гастролировала в октябре 1909 года. Новочеркасскому Театру драмы и комедии в 1964 году театру присвоено имя В. Ф. Комиссаржевской.
В 1886 году дебютировал в Александринском театре, где проработал до 1929 года. С 1919 года был заведующим историко-художественной частью театра. Заслуженный артист Республики (1921). Снимался в кино.
Русский жанровый живописец. Академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. Автор работ: «Пьяный отец семейства», «Поминки на деревенском кладбище», «Разлука», «Возвращение извозчика из города», «В монастырской гостинице», «Смерть И. Нарышкина; сцена из стрелецкого бунта», «В воскресный день», «Петрушка идет», и другие.
Русская и советская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). В память о ней, на доме по адресу набережная реки Фонтанки, 55 в 1962 году была установлена мемориальная доска. Фильмография: 1923 — Комендантка, 1925 — Аэро НТ-54, 1925 — Степан Халтурин, 1929 — Дети нового дня, 1933 — Гроза — Феклуша, 1934 — Иудушка Головлёв — Улита, 1935 — Крестьяне, 1935 — Аэроград — староверка, 1938 — Победа, 1939 — Хирургия — Марья Заплаксина, 1945 — Простые люди – бабушка.
Русский оперный певец-бас. Был солистом Мариинского театра. В его репертуар входило 38 опер.
Русский живописец, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. Художественный критик. Наиболее известные работы: «Христос в пустыне» (1872), «Н.А.Некрасов в период «Последних песен» (1877-1878), «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884).
Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (1809-1843). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия). Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Крылов имел чин статского советника, состоял действительным членом Императорской Российской академии (с 1811), ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (с 1841). Увековечение имени: Улицы и переулки имени Крылова есть в десятках городов России и стран бывшего СССР и в Казахстане. Памятник в Летнем саду Санкт-Петербурга, и в Москве у Патриарших прудов. В Санкт-Петербурге, Ярославле и Омске есть детские библиотеки имени И. А. Крылова.
Русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Именем А. И. Куинджи названа детская художественная школа в Мариуполе, а также Мариупольский художественный музей, открытый 29 октября 2010 года. Также в Мариуполе установлен бюст А. И. Куинджи. В Таганроге по адресу Петровская, д. № 82 установлена памятная доска о проживании А. И. Куинджи в этом доме. Известные работы: «Море. Крым» (1898—1908); «Радуга» (1900—1905); «Лунная ночь на Днепре» (1880); «Эльбрус. Лунная ночь» (1890—1895); «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» (1890—1895); «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1898—1908); «Ладожское озеро» (1873); «Вечер на Украине» (1878); «Ночное» (1905—1908); «После дождя» (1879); «Берёзовая роща» (1879); «Берёзовая роща» (1901); «Волга».
Русский и советский художник. Академик живописи (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.
Русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и «Беляевского кружка». Профессор фортификации, инженер-генерал (1906). Создал 14 опер, 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели; хоры, вокальные ансамбли, романсы (более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, и тонкостью вокальной декламации. Так же является автором капитальных научных трудов, создал курс фортификации, который читал в Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской академиях и в Академии Генерального штаба. Первым среди Русских военных инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях.
Советский учёный-химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука. Академик АН СССР (1932). Память: 1. Завод в Санкт-Петербурге по синтезу каучука имени С. В. Лебедева. 2. Лаборатория при Санкт-Петербургском университете имени С. В. Лебедева. 3. Сборник научных трудов академика С. В. Лебедева. 4. Музей, отражающий историю развития промышленности синтетического каучука и научную деятельность С. В. Лебедева в Санкт-Петербурге. 5. Мемориальная доска в Санкт-Петербурге в месте, где он проживал. 6. 21 октября 1949 года в связи с 75-летием академика С. В. Лебедева улица, на которой он жил последние годы, получила название улица Лебедева. С 1956 года улица носит современное название — улица Академика Лебедева. 7. Премия имени С. В. Лебедева, присуждаемая РАН c 1995 за выдающиеся работы в области химии и технологии синтетического каучука и других синтетических полимеров.
Русская оперная певица-контральто. Солистка Мариинского (Санкт Петербург) и Большого (Москва) театров. Пела во многих немецких городах, знакомя иностранцев с русской музыкой, в особенности с произведениями Глинки. В 1880 году совместно с Мусоргским открыла музыкальные курсы в Санкт-Петербурге. В 1888-1892 годах преподавала пение в московском театральном училище, а в 1892 году открыла собственные музыкальные классы в Москве.
Российский мореплаватель и исследователь, адмирал. Опубликовал на основе путевых записей книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году, позже лично перевёл её на английский язык и в 1814 году издал в Лондоне. Память: В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы: необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски. В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол «Юрий Лисянский». В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие». В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а почта Украины — серию почтовых марок. В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).
Российская певица (сопрано), балерина, артистка оперетты. C 10 лет обучалась в Императорском Санкт-Петербургском театральном училище. В 1865 году была принята в балетную труппу Петербургских Императорских театров. Успех и признание принесла ей оперетта «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха. Поставленная в Александринском театре в 1868 году, два года спустя после премьеры в Михайловском театре, пьеса выдержала сорок два представления в первый же сезон. Сразу после премьеры критик «Отечественных записок» писал: «Театр постоянно полон, билеты достаются с величайшим трудом, за них платят вдвое, втрое, впятеро противу настоящей цены».
Русский актёр, один из основоположников русской школы сценического реализма. Дебютировал в Петербургском Александринском театре в 1832 году. Всего за артистическую биографию исполнил свыше 600 ролей. Похороны Мартынова в Петербурге превратились в многотысячную демонстрацию демократической общественности, воспринявшей смерть артиста как национальную потерю.
Драматический актёр, антрепренёр, создатель первой русской оперной труппы. Один из первых получил звание Заслуженный артист Императорских театров вместе с группой артистов Александринского театра в 1896 году.
Русский оперный певец (лирико-драматический баритон). В детстве пел в церковном хоре. Дебютировал в 1867 году в Мариинском театре, и вскоре заслужил славу артиста высочайшего класса. Так же служил в театре как режиссёр, руководил любительским хором и издавал сборники хоровых сочинений. Его репертуар включал 46 партий произведений Ц.Кюи, П.Чайковского, А.Даргомыжского, Н.Римского-Корсакова, А.Рубинштейна, А.Гречанинова. В 1877-1878 годах, был профессором Петербургской консерватории.
Российская и Советская театральная актриса, педагог. В годы Великой Отечественной войны оставалась в Ленинграде во время блокады, вела активную общественную и творческую деятельность, выступала в концертах, и спектаклях «Театра у микрофона». Полученную в 1943 году Сталинскую премию первой степени в размере 100 000 рублей актриса передала в Фонд обороны Ленинграда. Заслуженная артистка Императорских театров (1905). Народная артистка СССР (1939). Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1937), и орденом Ленина (1946). Почётный член Французской академии (1900), член Литературного фонда (1911). Оставила мемуары «Полвека на сцене Александринского театра» (1935) и «Шестьдесят лет в искусстве» (1946).
Русский и советский актёр театра и кино, певец оперетты. Народный артист РСФСР (1932). Фильмография: 1914 — «Человек — не дерево», 1928 — «Инженер Елагин» — Елагин, 1929 — «Человек с портфелем» — Гранатов, 1935 — «Дубровский» — Троекуров. Как режиссёр, в 1926 году поставил спектакль «Блоха» по Н.Лескову. Сочинения: Повесть о жизни (1936), Моя работа над ролью (1937).
Русский композитор, член «Могучей кучки». 1852 год — фортепианная пьеса «Подпрапорщик», 1867 год — «Ночь на Лысой горе», 1869 год — опера «Борис Годунов», 1872 год — работа над оперой «Хованщина», 1874 год — начало работы над «Сорочинской ярмаркой», цикл пьес для фортепьяно «Картинки с выставки», 1877 год — вокальный цикл «Песни и пляски смерти», 1879 год — гастроли по югу России с певицей М. Леоновой. Единственный прижизненный портрет Мусоргского сделал И. Е. Репин в военном госпитале, во время болезни композитора, перед самой его смертью.
Оперный певец (драматический тенор). Родился в семье священника. Учился в Московской духовной семинарии, служил дьячком в Московской Николоморинской церкви. В 1861-1871-артист оперной труппы Мариинского театра. Уйдя со сцены, снова служил церковным певчим. Репертуар певца насчитывал свыше 20 партий.
Французский и Российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог. Награды: Золотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте, Золотая медаль «За усердие» на Анненской ленте, Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Владимира, Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Александра Невского, Золотая медаль «За усердие» на Андреевской ленте, Орден Святого Владимира 4 степени, Орден Святой Анны 2 степени, Орден Святого Станислава 3 степени, Командор Ордена Академических пальм, Командор Ордена Короны Румынии, Офицер ордена Изабеллы Католички (Испания), Командор ордена Льва и Солнца (Персия), Медаль «За спасение утопающих» (Франция).
Скульптор Русского классицизма. Совместно с В.И.Демут-Малиновским оформлял здания и сооружения К.И.Росси и А.Н.Воронихина. К числу его лучших произведений принадлежат: Казанский собор — статуи Равноапостольного Владимира (1807) и Александра Невского (1811), Горный институт — группа «Геркулес и Антей» перед входом (1811), Главное Адмиралтейство — аллегорические фигуры (1812-13, утрачены), Елагиноостровский дворец — копии с античных статуй (1822), Арка Главного штаба — колесница Славы на аттике (1827-28), Александринский театр — колесница Аполлона на аттике (1831-32), Императорская публичная библиотека — статуи Платона и Гомера на фасаде (1831-32), Нарвские триумфальные ворота — фигура Славы (1832). Его сын, Николай Степанович Пименов (1812 — 1864) — русский скульптор, был похоронен рядом с отцом на Смоленском православном кладбище. В 1936 году Н.С. и С.С. Пименовы были перезахоронены в Некрополь мастеров искусств. В 1939 году музеем городской скульптуры было установлено новое надгробие с использованием гранитного жертвенника работы неизвестного мастера 1830-х годов.
Критик, поэт, профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1832 году занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 года состоял ректором. Принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 году. Преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и другим особам царского дома. Его «Сочинения и переписка» изданы в трёх томах в 1885 году.
Российский акварелист итальянского происхождения. Профессор императорской академии художеств. Его произведения неоднократно экспонировались на разных выставках в России, Вене, Париже, Лондоне, Милане и Константинополе. Преподавал в Павловском институте, в Академии художеств, в училище технического рисования барона Штиглица. Его учениками были многие известные впоследствии художники. Три произведения Премацци находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Более 70 акварелей и рисунков хранится в Эрмитаже, несколько работ есть также в Центральном военно-морском музее.
Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Так же является автором книг: Летопись моей музыкальной жизни, Практический учебник гармонии, Основы оркестровки Член Шведской королевской музыкальной академии (1906).
Русский драматический актер. Служил в Александринском театре. Сыграл 25 ролей в пьесах А.Н. Островского, ценившего его талант. Первый исполнитель роли Тригорина в «Чайке» А.П. Чехова.
Русский актёр и художник. В последний десяток лет своей карьеры, был первым артистом Императорского Петербургского театра, сыграл несколько иностранных классических драм, большей частью ставя их в свои бенефисы: Короля Лира, Шейлока, Гамлета, Франца Мора, и другие роли. В доме, где жил актёр (Стремянная улица 8), ныне находится мемориальная Музей-квартира актёров Самойловых.
Российский командир эпохи наполеоновских войн. Генерал-лейтенант Русской императорской армии. В 1809 году он был произведен в подполковники, а через два года в полковники, успев за это время отличиться в войне третьей коалиции и войне со шведами. 12 ноября 1810 года был назначен начальником I отделения Канцелярии Свиты Его императорского Величества по квартирмейстерской части. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе русской армии. 14 ноября 1826 года был назначен вице-президентом Кабинета Его Величества и занимал эту должность почти до самой смерти.
Русская актриса, старшая сестра актрисы Нимфодоры Семёновой.
Русский композитор и музыкальный критик. Действительный статский советник. Отец живописца В.А. Серова. Автор опер: «Юдифь» (1861—1863), «Рогнеда» (1863—1865), «Вражья сила» (1867—1871) — (закончена его вдовой В.С.Серовой и Н.Ф.Соловьевым).
Священнослужитель, протоиерей. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2001 году.
Русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание императора Александра I и, заслужив его доверие, возглавил его реформаторскую деятельность. В 1816-1819 годах — Пензенский губернатор, в 1819-1821 годах Сибирский генерал-губернатор. При Николае I руководил работой по кодификации законодательства, заложив основы теоретического правоведения (юридической науки) в России. Участвовал в воспитании цесаревича Александра Николаевича, который через полвека возобновил либеральные реформы в России. Награды и почести: Орден Святого Иоанна Иерусалимского (1800), Орден Святого Владимира 3-й степени (1806), Орден Святой Анны 1-й степени (1807), Орден Святого Владимира 2-й степени (1808), Орден Святого Александра Невского (1812), Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского (1827), Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1833). Графский титул (1839). Почётный член Императорской Академии наук (1819). Почётный (с 1821) и Действительный (с 1831) член Императорской Российской академии.
Русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель. Сын архитектора Василия Петровича Стасова.
Русский оперный певец (бас). Отец композитора И.Ф. Стравинского. В операх русских композиторов создал череду ярких, разнохарактерных сценических образов: Еремка («Вражья сила» — Серов), Варлаам («Борис Годунов» — Мусоргский), Мельник («Русалка» — Даргомыжский), Фарлаф («Руслан и Людмила» — Глинка), Скула («Князь Игорь» — Бородин), Иоанн Грозный («Купец Калашников» — Рубинштейн), Орлик («Мазепа» — Чайковский), Мамыров («Чародейка» — Чайковский).
Театральная актриса. Служила в Александринском театре. Роли: «Иванов» А.П.Чехова — Анна Петровна, «Ребёнок» Боборыкина – Верочка, «Перемелется — мука будет» Самарина – Софья, «Горькая судьбина» Писемского – Лизавета, «Гроза» Островского – Катерина, «Бедная невеста» Островского — Марья Андреевна, «Семейные расчёты» Куликова — Аннета.
Российский оперный певец (баритон). Режиссёр. Заслуженный артист императорских театров. Заслуженный артист Республики.
Советский театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР (1957). Доктор искусствоведения (1968). Герой Социалистического Труда (1983). Лауреат Ленинской (1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух Государственных премий СССР (1968, 1978). Большому драматическому театру, которым Георгий Товстоногов руководил последние 33 года своей жизни, в 1992 году было присвоено его имя. В сентябре 2015 года, в честь столетия режиссёра, в фойе театра был установлен его памятный бюст. Его именем назван сквер у дома, где жил режиссёр. На доме, где он жил (Петровская наб., д. № 4) открыта мемориальная доска. Стал последним, кто был похоронен на бывшем Тихвинском кладбище.
Русский гравёр, крупнейший мастер портретной резцовой гравюры первой половины XIX века, хранитель гравюр в Эрмитаже (1817-1860). Смотритель Музея Академии художеств (1841-1854). Всего произведений Уткина насчитывается до 224 штук. Среди них портреты: Десницкого (1799), И.А.Крылова и Е.С.Семёновой (1816), А.В.Суворова (1818), Н.М.Карамзина (1818), А.С.Пушкина (1827), А.А.Аракчеева, и многие другие. Создал 20 гравюр с медальонов Ф.П.Толстого, посвященных Отечественной войне 1812 года.
Художник, поэт. Академик, родоначальник критического реализма в русской живописи. Наиболее известные работы: «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Разборчивая невеста».
Российский живописец. Профессор. Автор известных работ: «Христианские мученики в Колизее» и «Смерть княжны Таракановой».
Русский и советский радиохимик, один из основоположников советской радиохимии и радиевой промышленности. Получил первые отечественные препараты радия (1921). Один из основателей радиевого института и ведущих участников атомного проекта, основатель школы советских радиохимиков. Герой Социалистического Труда (1949).
Русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Основные произведения: Оперы: Воевода (1868), Ундина (1869), Опричник (1872), Евгений Онегин (1878), Орлеанская дева (1879), Мазепа (1883), Черевички (1885), Чародейка (1887), Пиковая дама (1890), Иоланта (1891). Балеты: Лебединое озеро (1877), Спящая красавица (1889), Щелкунчик (1892).
Советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1947). Лауреат Ленинской (1964) и пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1950, 1951 дважды). Депутат ВС РСФСР 1—2 созывов. Депутат ВС СССР 3—4 созывов (1950—1958). Председатель Ленинградского отделения ВТО (с 1948 года). Член Советского комитета защиты мира (с 1949). С 1984 по 1993 гг. имя Н. К. Черкасова носил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Одна из улиц Санкт-Петербурга названа в честь Черкасова.
Виртуозная польская пианистка и композитор, оставившая глубокий след в культуре многих стран. Гёте отзывался о Шимановской как о «пленительной богине музыки», а Мицкевич называл её «королевой звуков». Похоронена на Митрофаниевском кладбище. Кенотаф на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств.
Первая в России женщина-физиолог. Принимала самое деятельное участие в опытах, принесших Павлову всемирную славу и Нобелевскую премию. В 1877 году защитила в Бернском университете докторскую диссертацию. По возвращении в Россию в 1879 году добилась разрешения на ведение самостоятельно врачебной практики. Занималась благотворительностью, бесплатно лечила крестьян и их детей. Жена отоларинголога Н.П.Симановского.
Русский и советский актёр, мастер художественного слова, театральный педагог. Народный артист СССР (1939), лауреат Сталинской премии I степени (1943). Память: На доме по адресу Набережная реки Карповки, 13 в 1958 году была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме с 1937 года по 1948 год жил народный артист Союза ССР, лауреат Государственной премии Юрий Михайлович Юрьев». Награды: орден Ленина (1947), орден Трудового Красного Знамени (1939), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Написал книги: «Беседы актёра» и «Записки». Фильмография: 1913 — Глаза Баядерки — художник Ганс, 1913 — Душегубец — Роберт де Роэ 1936 — Строгий юноша — Юлиан Николаевич Степанов, 1936 — Дети капитана Гранта — капитан Том Грант.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.